ДЕМОНТАЖ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ ВЕНТИЛЯТОРА РАДИАТОРА
Ну вот и пришел тот день, когда стал отказывать вентилятор радиатора, и что самое интересное ,когда машина в движении срабатывает нормально. Стоит встать в пробку, или просто остановиться с работающим двигателем, как тут же стрелка термометра ползет вверх, и приходится включать печку салона на полную чтобы не перегреть двигатель. Обнаружил это еще по осени ,когда делал смену масла , и промывал двигатель. Оставил его работать , подошло время сливать масло, залезаю в салон ,чтобы загнать машину в гараж, ух ты а температура ОЖ уже критическая. Открыл капот, и вижу что вентилятор не вращается. Первое на что подумал - реле вентилятора, которое стоит на передней панели на полке над радиатором. Старым дедовским способом. Хрясь по панели кулаком, он и заработал. В последствии выяснилось что не реле виновато , а двигатель вентилятора радиатора - попадает в мертвую точку из которой он не может стартовать. На ходу потоком набегающего воздуха крыльчатка вентилятора вращает вал , сдвигая его с мертвой точки.
***
Немного о конструкции двигателя.
Существует два варианта исполнения двигателей с которыми я столкнулся.
Вариант 1.
Двух коллекторный двигатель. Этакое чудо. Где один коллектор расположен над другим ,на валу двигателя. Соответственно регулировка скорости вращения вала двигателя осуществляется за счет подачи питающего напряжения либо на обмотку 1 либо на обмотку 2. В этом варианте щеточный узел состоит из 8 щеток , расположенных в двух уровнях на несущей площадке. Каждая пара щеток расположена крест накрест.
Провода подводящие питание на двигатель красного , зеленого (по ним идет + 12 Вольт) и черного (масса) , заделаны напрямую в корпус двигателя.
Вариант 2
Одно коллекторный двигатель . Соответственно одно скоростной. Первая скорость реализована за счет включения в цепь питания двигателя выносного гасящего керамического сопротивления. Оно закреплено на ребре жесткости решетки вентилятора (показан на фото красной стрелкой). Вторая скорость подключает через реле 100% бортового питания на мотор.
Провода подводящие питание к двигателю красного цвета (+12 Вольт) и черного (масса). Зеленый провод (первая скорость вращения двигателя) уходит в гасящий резистор (показан на фото красной стрелкой). Реле вентилятора (с соответствующей маркировкой на корпусе) в левом нижнем углу фото.
***
Как ремонтировать
В моем случае был неисправен мотор изготовленный по первому варианту. (с двумя коллекторами).
Порядок работ:
Снятие вентилятора радиатора.
- отсоединить аккумуляторную батарею.
- открутить 4 самореза крепящих кожух вентилятора к передней панели (расположены по бокам полки реле и клапанов)
- отсоединить все разъемы подводящие питания к реле и клапанам. Вакуумные трубки не трогать !!
- отклонить кожух вентилятора, по направлению к двигателю, и снять полку с реле и клапанами, уложить ее на топливную рампу
- расстегнуть две стяжки на корпусе кожуха и вытащить кабель из зажимов .
- отклонить кожух радиатора по направлению к двигателю и вытащить его вверх.
Демонтаж двигателя вентилятора.
- не откручивать вентилятор от кожуха, так удобнее.
- снять разрезную шайбу с вала двигателя ,подцепив ее отверткой с плоским жалом.
- перевернуть кожух радиатора таким образом , чтобы крыльчатка оказалась внизу.
- через соты кожуха ,нажимая на лопасти вниз и покачивая крыльчатку, снять ее с вала двигателя. Перехватывайте крыльчатку периодически крест накрест для более плавного снятия с вала, и исключения ее деформации.
- снимите скобы крепления жгута проводки к кожуху, подцепив их отверткой с плоским жалом.
- открутите 3 шт больших самореза крепящих двигатель к кожуху.
- вытащите двигатель из кожуха.
Разборка двигателя.
Ремонт двигателя.
Сборка двигателя.
есть одна хитрость, щетки второго яруса нужно зафиксировать, вставив в отверстия ,рядом с пружинами, подходящие по диаметру предметы (например спички, или зубочистки)
- одеть плату со щетками на вал двигателя
- совместить выступы платы с прорезями в корпусе двигателя.
- защелкнуть плату в корпусе и вытащить фиксаторы щеток. (щетки подведены к коллектору, не допускайте снятия платы, в противном случае операцию повторить сначала, иначе возможно разрушение или повреждение щеток)
- подвести пружины ,прижав щетки к коллектору на первом ярусе.
- проверьте подошли ли все щетки к коллектору ,прозвонив тестером пару (между черным и красным, между черным и зеленым проводом). Или приподняв на 2-3мм плату щеткодержателей и загляните в корпус двигателя. В моём случае на внутреннем ярусе одна из щеток сразу не вышла к коллектору , т.к. пружина зацепилась за пластиковый корпус и не оказывала давления на щетку. Щетка зависла.
- одеть крышку двигателя на вал , совместив прорези в крышке с выступами на корпусе двигателя.
- постукивая по окружности осадить крышку на место.
- раскернить зубилом выступы, зафиксировав таким образом крышку двигателя.
- проверить работу двигателя, подав питание на провода идущие в двигатель :
- черный - минус 12 Вольт
- красный - плюс 12 Вольт максимальная скорость вращения вала двигателя.
- зеленый - плюс 12 Вольт минимальная скорость вращения двигателя.
ВНИМАНИЕ !!! Не подавать +12 В одновременно на красный и зеленый провод.
Установка и сборка вентилятора.
Таким образом на сегодняшний день 10.04.05 экономится от 570 $ (оригинал от Volvo ) - 250 $ (оригинал от Bosch). Можно еще китай за 177 $ , почувствуйте разницу.