(гидротолкатели, толкатели клапанов)

Если застучали клапана , не спешите менять гидрокомпенсаторы

Страница появилась благодаря Олегу Стасову. Все фотографии принадлежат ему, операции проделаны им собственноручно и в последствии написана эта статья

 

 

 

1 – Корпус 2 – Поршень 3 – Пружина 4 – Плунжер

Обратный клапан: 5 – шарик 6 – фиксатор шарика

 

Задача гидрокомпенсатора – обеспечить беззазорное соединение и передать толкательное движение от кулачка распредвала на клапан. Роль жидкости исполняет моторное масло (желтый цвет на рис. 1), которое попадает в гидрокомпенсатор через отверстие в его боковой части (красная стрелка на рис. 1 и фото 2), затем через углубление в днище компенсатора в полость плунжера и (при открытом обратном клапане) в полость поршня.

 

   

 

Поршень имеет возможность перемещаться, направляющими являются – плунжер и стенки внутренней полости гидрокомпенсатора. От выпадения, поршень удерживается стопорным колечком, устанавливаемым в канавку поршня (помечена желтым цветом на фото 2).

 

  

 

Масло может попадать в гидрокомпенсатор только когда он находится в своей верхней точке (рис. 4), где масляные каналы на нем и на ГБЦ (зеленый цвет на рис. 4 и 5, желтая стрелка на фото 6) - совпадают. Усилием пружины обеспечивается  отсутствие зазоров между , гидрокомпенсатором и клапаном (темносиний цвет на рис. 4 и 5).

При движении гидрокомпенсатора вниз, масло перестает поступать в него. Пружина клапана (усилие которой гораздо больше усилия пружины гидрокомпенсатора) удерживает клапан от перемещения вниз. Таким образом, поршень гидрокомпенсатора, преодолевая сопротивление пружины гидрокомпенсатора,  начинает перемещаться внутрь корпуса гидрокомпенсатора, давление масла в котором возрастает. Возрастающее давление масла в полости поршня, начинает прикрывать обратный клапан и при превышении давления масла в полости поршня над полостью гидрокомпенсатора (за счет меньшего объема) - обратный клапан полностью закрывается и гидрокомпенсатор начинает работать как единое твердое тело, передавая толкательное движение от кулачка распредвала (фиолетовый цвет на рис. 4 и 5) на клапан.

Когда давление кулачка распредвала на гидрокомпенсатор проходит свою высшую точку и начинает ослабевать – пружина клапана начинает распрямляться, возвращая клапан в базовое положение. В определенный момент, давление масла внутри гидрокомпенсатора также начинает уменьшаться, и когда давление в полости поршня становится меньше давления в полости гидрокомпенсатора – обратный клапан открывается.

При возвращении гидрокомпенсатора в базовое положение, совмещаются масляные каналы гидрокомпенсатора и ГБЦ, и происходит частичная смена масла.

 

 

Основная причина выхода гидрокомпенсатора из строя – это нагар и смолистые отложения (фото 7 – все это было в гидрокомпенсаторе). Способствуют этому: некачественное масло, несвоевременная замена масла и  перегрев двигателя.

Тяжелее всего приходится пружинке, которая теряет подвижность и как следствие, гидрокомпенсатор перестает выбирать зазор между распредвалом и клапаном.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

 

 

ДВИГАТЕЛИ

А

В

С1

(без нагрузки)

С2

(под нагрузкой)

5202, 5252

35,000 +0,025/-0,041мм

26,0 +/-0,5мм

18,4-20,4мм

16,35 +0,25/-0,1

5204, 5234, 5254

32,000 +0,025/-0,041мм

26,0 +/-0,5мм

18,4-20,4мм

16,35 +0,25/-0,1

 

( данные взяты из VADIS )